С учетом тематики блога, мы расскажем про вред, причиненный источником повышенной опасности, а за такой источник будем принимать транспортное средство (любое).
Какие еще бывают источники повышенной опасности (ИПО) :
- Автомобили и другие ТС,
- технические (сложные) механизмы,
- электрическая и атомная энергии,
- взрывчатые ядовитые вещества,
- все виды деятельности, так или иначе связанные с использованием и применением источников повышенной опасности,
Вред причиненный источником повышенной опасности, что это значит:
Вред будет считаться причиненным ИПО, если есть взаимосвязь между наступлением вреда-ущерба и фактическим результатом проявления вредоносных свойств этого источника или его действий (то есть только при движении автомобиля (даже при самопроизвольном движении), его возгорании, взрыве и так далее).
Если такой взаимосвязи нет, то вред подлежит к возмещению на общих основаниях – ст. 1064 ГК ( пример, кто-то из пассажиров открыл дверь стоящего автомобиля и причинил телесные повреждения прохожему).
Почему именно собственники и законные владельцы — логика государства
По закону, собственник ТС («физик» или «юрик», госорган) обязан застраховать риск наступления ответственности, поскольку использует ТС, а оно, как вы уже знаете, является источником повышенной опасности и объективно существует риск причинения вреда окружающим, независимо от наличия собственной вины в этом.
Законные владельцы ТС:
- Арендатор ТС,
- лица, использующие ТС по доверенности, или безвозмезно
- лица, владеющие ТС на основании распоряжения госоргана о его передаче, этим лицам.
И когда выплаты страховой компании недостаточно, чтобы возместить вред потерпевшему ДТП, разницу между ущербом по факту и страховым возмещением должен возмещать собственник или владелец ИПО (1072.ГК).
Так что на любой государственный орган, «физика» или «юрика» возлагается обязанность — возмещение в полном объеме ущерба причиненного при использовании ТС.
Государство обязывает собственников ТС и автовладельцев страховать риск наступления своей ответственности, чтобы при наступлении последствий при причинении ущерба, исключить самостоятельные разбирательства на месте и иметь возможность самому не нести ответственность перед потерпевшими, ведь это лишняя нагрузка на бюджет ( когда собственником или владельцем является госорган).
Кроме того, закон не содержит никаких ограничений по страхованию ответственности и на добровольных началах, наоборот, прослеживается стимуляция развития страхового рынка.
Когда собственник или владелец НЕ должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности
Водитель — не является работником владельца или собственника ТС ( т.е. между ними не заключался трудовой контракт, договор или иной гражданско-правовой договор на выполнение работ, например по доставке товара.
- Владелец или собственник ТС сможет доказать, что им противоправно завладели другие лица.
- ДТП произошло в нерабочее время или выходной, никаких письменных распоряжений с стороны работодателя по выполнению каких то работ не было, но при этом работодатель доказывает то, что действия водителя работника — не соответствовали его трудовой функции или определенному заданию.
- Причинение вреда возникло вследствие непреодолимой силы и собственник сможет это доказать
- Установлен и доказан умысел потерпевшего направленный на причинение Вреда
- Виновник ДТП использовал транспортное средство по доверенности, договору безвозмездного пользования или по распоряжению госоргана о передаче ему ТС, причем использовал ТС исключительно по своему усмотрению и не получал за водительские и прочие услуги никакого вознаграждения.
- Между собственником или законным владельцем конкретного ТС и другой организацией заключен договор, который предусматривает выполнение каких то работ с использованием этого ТС и вред причинен водителями организации-подрядчика, действовавшими по ее заданию — ответственность за действия своих работников несет только их организация – работодатель.
Если ни одно из перечисленных условий по отношению к вашей ситуации неприменимо, реализуйте свое право требования с виновника ДТП, мы ранее выкладывали развернутую статью, где приводили все нюансы такой реализации, зная которые, вы не потратите лишнее время и деньги.
В каких случаях собственник ДОЛЖЕН возмещать вред причиненный источником повышенной опасности:
ВАЖНО: У собственника ТС, после того, как он компенсирует ущерб потерпевшим, и только после этого, возникает право регрессного требования к самому виновнику. А сроки исковой давности для такого требования исчисляются со дня возмещения вреда потерпевшим, а не с момента ДТП, как считают многие.
Собственник или законный владелец ТС обязан возместить вред-ущерб, если:
- Водитель- является работником собственника/владельца ТС (предполагается наличие трудового договора (контракта)
- Водитель — причинитель вреда действует по заданию работодателя, то есть выполняет обязанности по гражданско-правовому договору (пример, лист путевой для водителя экспедитора).
На практике не все так просто
При этом следует понимать, что даже если сам договор не заключался, но на водителя оформлена доверенность с правом управления, привлечение собственника или владельца ТС к ответственности возможно.
Например, сам виновник ДТП в суде заявит, что по этой доверенности он управлял в интересах собственника ТС и получал за выполнение этих обязанностей (водительские услуги) вознаграждение. При таких обстоятельствах данный водитель участник дорожного движения, причем законный (п. 2.1.1 ПДД), а вот законным владельцем он признан быть не может, поэтому за нанесенный вред транспортным средством должен отвечать его законный собственник или владелец.
Такая правовая позиция основана не только на нормах ГК РФ (ст. 1068 и 1072), но и на специальных (отраслевых) нормах, которые имеют приоритет над общими нормами права. В нашем случае специальными являются нормы, предусмотренные ТК РФ, а конкретнее ст. 67.1 ТК РФ.
Из этой статьи следует, что физическое лицо, которое было допущено к работе не уполномоченным на это лицом, но с его ведома или по его поручению, вправе рассчитывать на оплату отработанного им времени по факту (выполненную работу), если работодатель не готов в последующем заключить с ним трудовой договор. А вот тот работник, который осуществил допуск к работе, привлекается к материальной ответственности (ТК РФ), поскольку не был уполномочен на данные действия на это работодателем.
Анализируя данные нормы права в совокупности, некоторые суды считают, что даже если с таким работником трудовой договор не заключался, но по факту он был допущен к работе, за его действия материальную ответственность несет работодатель.
Таким образом, на практике организациям трудно исключить собственную ответственность за действия своих же работников, даже если последние действовали самовольно. Да и доказать такую вольность со стороны работника очень сложно, ведь суды считают, что работник действует по заданию работодателя, даже если в процессе будет установлено, что тот выполнял устные распоряжения своего непосредственного начальника.
Подчеркнем, что все вышеперечисленные обстоятельства, устанавливаются только судом.
Об определении размера вреда
Касаемо размера Вреда имуществу «физика» или же имуществу «юрика», то он подлежит к возмещению в полном объеме. (с учетом или без износа). Имущественный вред, его размер, определяется в денежном эквиваленте от причиненного ущерба. При спорных вопросах, к их решению привлекают независимых экспертов, которые проводят соответствующую оценку. Конечная сумма, указанная в их заключении (выводы), будет в дальнейшем использоваться, в качестве размера возмещения. При этом стороны не лишены права оспаривать данную сумму в суде.
О размерах, порядке и особенностях возмещения вреда нанесенного здоровью человека мы выкладывали отдельную статью, поскольку посчитали, что такой подход будет более приемлемым для восприятия наших читателей.
Наш коллектив специализируется на таких спорах и мы знаем о всех особенностях взыскания ущерба в судах, поэтому советуем проконсультироваться бесплатно у юристов, которые сразу озвучат целесообразность подачи иска и организуют оценку ущерба, которую будет сложно оспорить в суде.