Машина восстановлению не подлежит, такой вердикт в отношении ТС можно услышать от автоэкспертов или страховой компании, когда к ней обращается страхователь за выплатой по КАСКО или ОСАГО.
В терминологии применительно к страхованию, такое утверждение равнозначно наступлению полной (конструктивной) гибели ТС. При этом считается, что восстановление автомобиля невозможно по экономическим соображениям, но на практике это не всегда так.
Конечно, все эти принципы рациональности не применимы к обладателям таких машин, например, как «Победа», «Волга» ГАЗ‑М‑21 McLaren M81 Mustang (1989), Toyota Celica 2.0 GT-FOUR rally в 185 кузове или Ford Mustang (1967). Наверняка, владельцы таких автомобилей, сделают все, чтобы восстановить свою красавицу (ца).
Сегодня расскажем про то, как в полном объёме получить возмещение ущерба, если ваша машина восстановлению не подлежит, дадим полезные ссылки на другие наши статьи, связанные с данной проблематикой.
Первое, что следует сказать, это то, что Методики расчета и условия для наступления полной гибели ТС разные, при выборе которых надо смотреть какие правоотношения возникли непосредственно при причинении ущерба (механические повреждения ТС). Если человек обращается за возмещением по КАСКО, это одно дело, по ОСАГО — другое, а если потерпевший хочет взыскать причиненный ущерб с виновника, это третье.
Машина восстановлению не подлежит КАСКО — «тотал»
Условия, при которых наступает полная гибель ТС, всегда предусмотрены правилами страхования, на основании которых заключался договор КАСКО. Большинство страховщиков по этому поводу применяют в своих правилах примерно следующую формулировку:
«Полная гибель наступает в случае, стоимость ремонта ТС ( без/с учетом износа-см. правила страхования) РАВНА или ПРЕВЫШАЕТ (0,75) от страховой стоимости (суммы) ТС или стоимости ТС на момент ДТП или происшествия, подпадающего под страховой случай.
Сам коэффициент превышения у разных страховых компаний рознится от 0,65 до 0,85 . Самый маленький коэффициент = 0,65, такой в правилах страхования ПАО СК Росгосстрах, и это плохо, поэтому при выборе страховой компании по КАСКО обязательно обращайте внимание на этот пункт правил страхования, мы об этом скажем сейчас.
Если «тотал» наступил, клиент сам решает, что делать с годными остатками ТС:
- оставлять их себе и получать возмещение по формуле страховая сумма – стоимость годных остатков
- отказываться от прав на ТС в пользу СК и получать полное возмещение (страховая сумма по договору)
Все эти обстоятельства плодят вокруг себя махинации в расчетах со стороны СК, и страхователям рассчитывать на полное возмещение не приходится. Да, ВИП-клиентам в 90 % случаев СК все выплатят, но не все страхователи являются ВИПами.
Выше мы упомянули ПАО СК Росгосстрах, в правилах страхования, которого коэффициент превышения составляет 0,65. Это очень мало, и как вы понимаете, в некоторых случаях, особенно с новыми кредитными машинами, этой страховой компании даже выгодно признать «тотал» по КАСКО и мы сейчас объясним почему:
Например, страховщик сделал первичный расчет по убытку и получил следующее:
Кредитная Машина «Киа РИО», возраст меньше одного года
Рынок 550 000 р. Ущерб без износа (по правилам) 325 000 р.
Гибель по правилам наступает при ущербе превышающем 357500 р.=550 000 ×0,65
То есть до «тотала» не хватает 32 500 р. = 357500 — 325 000
Будьте уверены, наковыряют еще что-нибудь по деталям или нормо-часам, пересчитают и признают машину тотальной, а потом поставят перед выбором страхователя, оставить или отдать годные остатки ТС.
По взаимоотношениям между страхователем и СК, касательно передачи годников, мы очень подробно писали в этой статье.
Тем не менее, факт наступления гибели ТС всегда можно оспорить, а разницу в виде удержанного возмещения за годные остатки ТС добить предъявлением требований к СК о выплате УТС, при условии, что возраст ТС≤ 5 лет. Для машин эконом класса УТС будет где-то в пределах 50000 р., для среднего класса в пределах 100 000 р., выше в зависимости от модели и марки ТС. Если для Вас это актуально, и вы решили оставить годные остатки ТС себе или хотите знать, как поступить, чтобы не упустить выгоду, то без организации собственной экспертизы не обойтись, свяжитесь с нами.
Многие автомобилисты, тем более те, кто приобрел кредитное ТС в автосалоне и там же сделал КАСКО, обращаются в СК дистанционно и сразу эвакуируют машину с места ДТП в тот автосалон, в котором они приобретали её.
Если машина в залоге, отказаться от прав на нее страхователь не сможет, пока не погасит кредит. Поэтому Страховщик сначала выплачивает большую часть возмещения и человек гасит кредит, а потом забирает в банке ПТС. Автосалон в это время либо молчит, либо ведет диалог со страхователем, нацеленный на то, чтобы страхователь отказался от прав на ТС в пользу СК, с которой салон потом сам разберется (чаще всего автосалон просто молчит и по всем вопросам отправляет в СК).
Конечно, для многих клиентов такая схема удобна и они соглашаются, однако страховые умудряются не недоплачивать даже при условии отказа от прав на ТС. Действия СК в этом случае неправомерны, примером тому служат благодарности наших клиентов, в пользу которых мы регулярно отсуживаем у недобросовестных СК недоплаты, обращайтесь к нам за бесплатной консультацией.
А выгода для Страховщика состоит в том, что машина находится на хранении в автосалоне, который, по сути, является партнером СК, он же ремонтирует ТС на своей территории. На бумаге машина восстановлению не подлежит, но в реальности довести такую машину до ума можно без особого труда и затрат, учитывая возможности крупных автосалонов, с которыми в основном сотрудничают страховщики.
После восстановления, в том же салоне машинке подкрашивают губки и продают ее за более чем, выгодную цену, практически как новенький автомобиль ( часто бывает так, что машине года даже нет), а новый покупатель ТС даже не подозревает, что покупает битое транспортное средство. Прибыль естественно пилится в заранее оговоренных пропорциях.
На первый взгляд такая выгода не так очевидна, отчасти мы с эти согласны, но поверьте, с точки зрения уплаты налогов и бухучета выгода для СК существенная.
Не верите, тогда попробуйте при передаче годных остатков ТС настоять на вписке в ПТС в графу новый собственник наименования страховой компании (вы же не хотите платить транспортный налог за не принадлежащее Вам ТС). Как минимум, представитель СК будет умолять на коленях этого не делать, как максимум кулачный бой со всеми вытекающими.
В конце вот этой статьи мы давали совет нашим читателям о том, как отказаться от ТС дистанционно, если машина восстановлению не подлежит, и не обременять себя расходами по доставке ТС на площадку СК для передачи. ВАЖНО, следуя этому совету, не забудьте перед отправкой внести в ПТС сведения о новом собственнике и расписаться.
полная гибель автомобиля по ОСАГО
По ОСАГО иная методология и будет считаться, что Машина восстановлению не подлежит, если:
—————— стоимость ремонта ТС БЕЗ учета износа ≥ рыночной стоимости ТС на момент ДТП—————-
При всех расчетах по ОСАГО обязательна к применению Единая Методика (Далее ЕМ) определения ущерба, утв. Банком России (с учетом износа, цены нерыночные). Ранее мы поднимали тему о том, что нужно знать при обращении по ОСАГО при «тотале», чтобы не потерять деньги, полагающиеся Вам по закону, об этом подробно Здесь.
У Вас есть вопросы, вам необходима бесплатная юридическая консультация или экспертная помощь, вот форма связи с нами.
Машина восстановлению не подлежит, КАСКО нет, ОСАГО у виновника тоже нет
Данной ситуации не позавидуешь, особенно если виновником является человек с неустойчивым финансовым положением. Кстати, напоминаем, что если страховка ОСАГО есть, но виновник в нее не вписан, СК обязана Вам заплатить и любой отказ в выплате будет незаконным.
Если все-таки страховки нет, то для виновника ДТП наступают общие основания ответственности (1064 ГК), а к данным правоотношениям применяются исключительно нормы ГК РФ и потерпевший вправе подать иск о взыскании ущерба с виновника. Мы подробно раскрывали данную проблематику вот в этой статье.
Здесь мы лишь кратко расскажем о МЕТОДОЛОГИИ при РАСЧЕТЕ РАЗМЕРА ущерба при ДТП:
Недавно Верховный суд распространил на отношения между потерпевшим и виновником ДТП по поводу возмещения ущерба применение ЕМ (ущерб с учетом износа, цены из справочника РСА). Но, эта позиция очень зыбкая, и в настоящий момент многие юристы и юридические компании уже начали обжаловать решения нижестоящих судов с целью дойти до ВС РФ и объяснить ему, что он не прав.
Но на это требуется длительное время, поэтому пока такие иски подаем без применения справочника по ценам РСА, требования заявляем без износа, для признания «тотала» применяем разные методики, но в основном, методику по ОСАГО, согласно которой машина восстановлению не подлежит, если стоимость ремонта ТС БЕЗ учета износа ≥ рыночной стоимости ТС на момент ДТП, а потом уточняем свою позицию уже непосредственно в судебном заседании.
Посудите сами, по ЕМ цены на запчасти и нормо-часы берутся из справочника, утверждаемого РСА (профессиональным объединением страховщиков), при этом никто Вам не скажет, какое отношение эта организация имеет к ценообразованию в нашей стране.
Ведь по ГК РФ у нас чистый рынок в ценообразовании, а сам ГК провозглашает полное возмещение вреда и убытков (с. 15 и 1064 ГК), т.е. без учета износа ТС.
Требования к отчету об оценке, прилагаемому к иску о взыскании ущерба:
Мы советуем Вам сделать свою экспертизу без применения справочников цен РСА, т.е. по рыночным ценам на запчасти и нормо-часы, но эксперт подготовивший заключение должен быть экспертом-техником, проверить это можно вот в этом реестре Минюста.
Требования заявляйте без учета износа ТС, в любом случае, после подачи иска судья обозначит свою правовую позицию (с учетом или без износа надо взыскивать, по ЕМ или по рынку надо считать). Так, что у вас будет возможность уточнить требования в сторону уменьшения либо просить назначить судебку. При назначении судебной экспертизы судья сам поставит правильные вопросы экспертам. Если Вы в чем не разобрались и у Вас имеются вопросы, пожалуйста, задавайте их Здесь.